Логин: Пароль:   Забыли пароль? Регистрация

Сайт Армянск.Инфо    Афиша    Объявления    FAQ   



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Сообщение #1  Добавлено: 15 окт 2013, 18:08 
Не в сети
Старший модератор
Старший модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 май 2008, 20:35
Сообщения: 207
Темы: 49
Откуда: СССР
Пол: Мужской
Ровно через шесть лет после запуска первого в мире советского искусственного спутника Земли в Крыму состоялось великое событие, значение которого невозможно переоценить. 17 октября 1963 года, 50 лет назад, на территорию полуострова была пущена вода Днепра в русло первой очереди Северо-Крымского канала. Стоит отметить, что Северо-Крымский канал – это самая крупная в Европе искусственная река. Её протяжённость 402 километра – от Каховки до Керчи, и на этой реке было возведено около ста больших гидротехнических сооружений. Празднование юбилея запуска Северо-Крымского канала пройдет и в Феодосии.

Изображение

17 октября 1963 года на Перекопском валу была пущена вода Днепра в русло первой очереди Северо-Крымского канала – на территорию Крымской области. Здесь состоялся грандиозный митинг, была взорвана перемычка, и вода пошла до города Армянска. Большое торжество на стыке земель Таврии и Тавриды лично возглавлял Председатель Совета Министров СССР Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв, отлично понимавший значение этого канала.

В этом грандиозном празднике участвовал строитель канала Владимир Киркевич, давным-давно ставший феодосийцем.

– Строительство Северо-Крымского канала началось ещё в начале 1950-х по знаменитому сталинскому плану преобразования природы. В Красноперекопске и в Джанкое были созданы специальные строительные управления, возведены собственные строительные промбазы. Позднее работы были приостановлены, но в апреле 1961-го постановлением правительства строительство канала было возобновлено. Интересно, – вспоминает Владимир Михайлович, – что сообщение о возобновлении работ прозвучало в печати вскоре после историчёского полёта в космос Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. Мы сразу почувствовали, что нас пошлют на эту стройку. И действительно, большую группу выпускников Ровенского института инженеров водного хозяйства – сразу двадцать человек – направили на строительство Северо-Крымского…

Молодой инженер-гидростроитель Владимир Киркевич был именно в этой группе. Ребят распределили в разные управления, он попал в Джанкойскую ПМК. На строительстве канала проработал двадцать лет.

– Северо-Крымский канал, – рассказывает Владимир Михайлович, – это самая крупная в Европе искусственная река. Её протяжённость 402 километра – от Каховки до Керчи. На этой реке построено до ста больших гидротехнических сооружений: железно- и автодорожные мосты, водовыпуски, боковые каналы, насосные станции… Площадь орошения земель от боковых каналов только первой очереди была уже 180 тысяч гектаров…Представляете, что эта значило для безводного Крыма!

В 1976 году воду Северо-Крымского канала встречали в Керчи. Последний участок в 30 километров был проложен в трубах. Керченское торжество пуска днепровской воды открывал знаменитый строитель феодосиец Герой Социалистического Труда Илья Филиппович Малышев.

Всего на строительстве Северо-Крымского канала работало до 10 тысяч человек, три тысячи строительных машин и механизмов. Людей не хватало, поэтому привлекались и военные строители. Работы велись в две, а то и в три смены. В год в эксплуатацию вводилось 25-30 километров только русла. Феодосия получила воду канала в 1972-м, началось заполнение Феодосийского водохранилища, а позже Фронтового. Для строительства канала в Феодосии была создана ПМК-91 треста «Крымканалстрой», потом сюда же из Джанкоя перебазировалось и СМУ-9.

Сегодня можно по-разному относиться к качеству днепровской воды, поступающей по каналу в Крым. Однако всего важнее то, что в восточной половине полуострова вода всё-таки есть. А вот в западной и на Южном берегу её нет, и это острейшая проблема, решение которой не найдено десятилетиями.

Источник: Игорь Татаринцев для газеты феодосийского городского совета «Победа»

_________________

Вы нарушили Правила веб-проекта? Разговор будет коротким.

Вернуться к началу 
  Профиль  
 
 Сообщение #2  Добавлено: 17 окт 2013, 22:23 
Не в сети
Старший модератор
Старший модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 май 2008, 20:35
Сообщения: 207
Темы: 49
Откуда: СССР
Пол: Мужской
За 50 лет по Северо-Крымскому каналу на полуостров притекла половина Азовского моря

Изображение

Небольшой взрыв прогремел чуть севернее Армянска в прохладный день 17 октября 1963 года. Он никого не напугал. Наоборот, этого взрыва ждали тысячи людей, в том числе и генсек КПСС Никита Хрущев. Заряд разрушил перемычку – и днепровская вода хлынула в бетонное русло только что построенного Северо-Крымского канала. Днепр пришел в Крым, чтобы напоить людей, превратить засушливые степи в сады и пашни.

Канал-кормилец


Антонина Лисовская, заместитель начальника Красноперекопского управления водного хозяйства, 50 лет назад училась в третьем классе. На открытие канала девочка не попала. Зато Антонина Петровна очень хорошо помнит, каким был Север Крыма до прихода днепровской воды. «Земля сухая, потрескавшаяся, – вспоминает Лисовская. – Росли только полынь и верблюжья колючка. А когда канал построили, здесь стали сеять пшеницу, сажать яблоки, сливу. Люди были в восторге!»
За полвека Красноперекопск привык к соседству с каналом. В нем купаются, на наклонных бетонных плитах русла сидят любители рыбалки. У «центральных ворот» канала – гидроузла возле поселка Танковое – свои раколовки в воду забросил небритый мужчина. «Когда воду сбрасывают, здесь водолазы – десятками: они со дна раков мешками вытягивают». Но снабжение местных жителей рыбой и раками – вовсе не главная функция канала. Он дает воду Симферополю, Керчи, Феодосии, Судаку, многим другим городам и поселкам. В 1986 году по каналу поступала вода, орошавшая 380 тысяч гектаров садов, полей и рисовых чеков. После развала Советского Союза часть оросительных систем воры растащили на металлолом. Но канал и сейчас – главный источник воды для селян и фермеров степного Крыма.


Изображение

«Продукты по карточкам, десны кровоточили»


Двое строителей Северо-Крымского канала – Сергей Ващеня и Николай Козачок – в 1963 году трудились на строительстве каналов. Летом прокладывали небольшие оросительные каналы, осенью и зимой, вместе с тысячами других строителей, вели русло магистрального канала в сторону Керчи. Они охотно и с удовольствием вспоминают о самом масштабном проекте, на котором им пришлось потрудиться.

– Как вы попали в Крым?
С. В.: – В 24 года, в 1963‑м. После армии – год в училище и распределение в Крым. Не знал тогда: куда еду, зачем.
Н. К.: – Я тоже после армии отучился в училище – на бульдозериста, тракториста, скрепериста. Попал по распределению в Полтавскую область. Но там скучно было. Узнал, что в Крыму идет строительство канала – сразу же попросился туда! И ни разу не пожалел.

– В каких условиях работали?
С. В.: – Первое время было тяжело. Техника древняя, запчастей не хватает. Мы приехали – нас на ДТ‑54 посадили. Это трактора такие старинные. Я думал, таких уже и не делают!
Н. К.: – Точно! Два часа работаешь на нем, шесть часов чинишь потом. Намаялись мы с ними. Но года через два технику заменили новой. Пришли Т‑74. Это были самые новые аппараты. Видимо, наверху увидели первый эффект канала. Каждый его километр окупал себя за первые 2–3 года.

– Что было сложнее всего?
С. В.: – Кормили первые пару лет очень плохо. От нехватки овощей, витаминов кровоточили десны. Обеды на строительстве канала были еще более-менее нормальными. А завтракать и ужинать надо было дома, из своих продуктов. Их не хватало. Одно время рабочих даже на карточную систему перевели. Полмешка крупы в начале месяца возьмешь – и растягиваешь. Но это было в 1964‑м и в первой половине 1965 года. А потом все наладилось.
Н. К.: – Еще добираться на строительство было тяжело. Мы канал в сторону Керчи вели. Дорог там почти не было. Нас к месту работы везли через пол-Крыма на автобусах, а последние 15–20 километров – на тягачах. Выезжали из Красноперекопска в 6 утра, возвращались в 9 вечера.

– Много зарабатывали?
С.В.: – В месяц получали по 500–600 рублей, доходило и до тысячи. Оплата была не почасовая, а сдельная. Сколько сделаешь – столько и получишь. Тысяча рублей в то время – это годовая зарплата учителя в школе! Бухгалтер в колхозе зарабатывал в месяц 60 рублей. Думали: поработаем два-три года, заработаем, и домой уедем – жизнь свою устраивать.
Н. К.: – Точно. Но через год все вокруг преобразилось. Когда вода пришла, города и деревни начали наполняться людьми, разрастаться. Весь Красноперекопск до канала – это четыре общежития бромного завода и пара десятков частных дворов. Город вырос у нас на глазах. А если и здесь хорошо – зачем куда-то ехать? Вот и остались.

– Понимали тогда – насколько важным делом занимаетесь?
С. В.: – Конечно! Мы видели результаты своей работы: в хозяйствах, в которых без орошения собирали по 10–12 центнеров пшеницы с гектара, начали собирать по 90 центнеров! Это было чудо.
Н. К.: – Да что там пшеница! На солончаках – засушливых, соленых землях, непригодных для сельского хозяйства, – начали собирать по 100 центнеров риса с гектара! Знаете, мы ведь тогда не о деньгах больших мечтали. Хотелось быть полезными, чтобы Крым был цветущим садом, а не пустыней. Жаль только, что Советский Союз не продержался хотя бы на пять-шесть лет дольше. Мы бы тогда еще вторую часть канала до Евпатории довели.


Могло быть иначе


Канал, который должен был доставить воду из Днепра в Крым, собирались строить еще в XIX веке – после засухи 1833 года. Тогда проект канала разработал «отец» Никитского ботанического сада Христиан Стевен. Но воплотить его в жизнь не сумели. В следующий раз к идее канала вернулись в 1916‑м, а воплощать ее в жизнь начали в 1952 году. Северо-Крымский канал выиграл у двух других проектов. По первому из них, на полуостров собирались перебросить воду из реки Кубань. Для этого по дну Керченского пролива предлагали проложить толстые трубы. Другие ученые хотели опреснить Азовское море. Но выбрали, все же, проект, по которому Крым должна была напоить днепровская вода.
Строить канал начали от Каховского водохранилища. Первый пуск воды состоялся в 1958 году, а в Крым днепровская вода впервые пришла в 1963 году. Затем магистральное русло канала довели до Керченского полуострова. Вторая ветка канала должна была снабдить водой Запад Крыма. Но ее не достроили.


Изображение

Цифры и факты


    Самый длинный в Европе. Протяженность канала – 402 километра
    33 дня. За это время вода, выпущенная в Таврийске Херсонской области, где начинается канал, дойдет до насосной станции в селе Зеленый Яр Ленинского района, где он заканчивается
    Половина Азовского моря. Столько воды – 130 миллиардов кубометров – прошло по каналу за все время его эксплуатации
    11 водохранилищ. Столько искусственных водоемов питает канал. Их общий объем – 200 миллионов кубометров
    «Монополист». 85% пресной воды, которая используется в Крыму, приходит на полуостров по каналу
    10 тысяч человек и 2 тысячи механизмов. Столько людей и машин строили канал
    7 метров. Глубина воды в канале в самом глубоком месте

Изображение

Источник: Вадим Никифоров для газеты «Республика». Фото: Юрий Лашов

_________________

Вы нарушили Правила веб-проекта? Разговор будет коротким.

Вернуться к началу 
  Профиль  
 
 Сообщение #3  Добавлено: 17 окт 2013, 22:35 
Не в сети
Старший модератор
Старший модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 май 2008, 20:35
Сообщения: 207
Темы: 49
Откуда: СССР
Пол: Мужской
Впереди археологов и строителей шли саперы, обезвреживающие снаряды

Полвека назад в Крым пришла днепровская вода. А перед этим, 17 октября 1963 года, в районе Армянска произошел взрыв. Рабочие подорвали перемычку, сдерживающую «большую воду», которая дала новый толчок развитию неселенных пунктов и сельского хозяйства автономии.

Влага, которой так не хватало Крыму, пошла в сотни колхозов, города, села и поселки. Северо-Крымский канал строили в три очереди — с 1961-го по 1978-й, с 1977-го по 1990-й и с 1985-го по 1997 гг. Планировалось охватить оросительной системой весь полуостров, но в 1997-м работы заморозили из-за недостатка средств. Для реализации всего проекта не хватило всего 23 млн гривен. Поэтому до Евпатории ветку канала так и не довели. Но днепровская вода в город все равно дошла по водоводу из Сак.

«Вести» нашли ветеранов строительства канала и узнали подробности большой стройки.

Изображение
На первых этапах землю копали вручную

ОШИБКА В ПРОЕКТЕ


Один из мастеров строительства, 80-летний Николай Карнаух, в числе первых начал рыть канал. «До запуска артерии вокруг Красноперекопска, кроме перекатиполя, ничего не росло. И когда комиссия решала, нужно ли строить канал, ее привезли в этот район. Тогда все вопросы и отпали», — вспоминает ветеран стройки. Не обходилось на строительстве без ЧП: «Однажды выкопали траншею 2,5 метра, но никто не увидел, как бригада спустилась туда работать, а тут пришла днепровская вода, и стенки обвалились, один человек погиб. Уже после строительства в проекте была обнаружена ошибка — при пробах грунта под Красноперекопском нашли гипс. От воды он растворился — и канал прорвало. Это было ЧП государственного масштаба. Потом эти участки около семи лет ремонтировали: делали дренажную систему, затягивали пленкой», — вспоминает Карнаух.

Изображение
После ЧП около семи лет делали дренажную систему канала

КОПАЛИ ПО МИНАМ


Людмила Овсянникова, которая сейчас заведует музеем Северо-Крымского канала, во время строительства работала в отделе капитальной планировки: «Нам нужно было так спланировать площадь, чтобы вода под определенным уклоном шла и равномерно распределялась на поля. Можно сказать, я собственными руками создавала оросительную систему Крыма. Буквально на каждом шагу строителей подстерегала опасность, поскольку со времен войны осталось в земле столько боеприпасов, что только за один год было извлечено более пяти тысяч снарядов. Поэтому впереди археологов и строителей шли саперы. Бывало, снаряды взрывались, выводили из строя технику, но о ЧП особо не распространялись, поэтому количество жертв неизвестно», — делится женщина.

Изображение
При строительстве использовали самую современную на то время технику

А вот Александр Новальнев, работавший фотокорреспондентом газеты «Строитель канала», вспоминает, что при строительстве третьей очереди канала выяснилось, что и своей воды в Крыму было много. «В Черноморском районе начали рыть котлован для насосной станции, и вдруг из-под земли ударил мощный источник воды. Какой-то работник залез по пояс в воду, подошел к этой бреши и начал ее затыкать, чем придется. После этого вода остановилась, ее откачали и срочно залили бетоном. А я в этот момент стоял рядом с Героем соцтруда Николаем Слипченко. Он смотрит и говорит: «Вот у меня недавно ведро оторвалось в колодце. Так его нашли аж в Керкинитском заливе через несколько дней. А узнали, что это именно то ведро, по маркировке — там каждая вещь была подписана. Это говорит о том, что в степном Крыму под землей целые реки текли», — рассказывает журналист.

Легендарный Северо-Крымский канал в цифрах


Полвека назад в Крым пришла днепровская вода. А перед этим, 17 октября 1963 года, в районе Армянска произошел взрыв. Рабочие подорвали перемычку, сдерживающую «большую воду», которая дала новый толчок развитию неселенных пунктов и сельского хозяйства автономии.

Влага, которой так не хватало Крыму, пошла в сотни колхозов, города, села и поселки.

Северо-Крымский канал строили в три очереди — с 1961-го по 1978-й, с 1977-го по 1990-й и с 1985-го по 1997 гг. Планировалось охватить оросительной системой весь полуостров, но в 1997-м работы заморозили из-за недостатка средств. Для реализации проекта не хватило всего 23 млн гривен. Поэтому до Евпатории ветку канала так и нед овели.

Изображение

Источник: Дмитрий Востриков для газеты «Вести». Фото: Музей Северо-крымского канала

_________________

Вы нарушили Правила веб-проекта? Разговор будет коротким.

Вернуться к началу 
  Профиль  
 
 Сообщение #4  Добавлено: 17 окт 2013, 22:53 
Не в сети
Старший модератор
Старший модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 май 2008, 20:35
Сообщения: 207
Темы: 49
Откуда: СССР
Пол: Мужской
Уже 50 лет днепровская вода спасает Крым от безводья.

Всем прекрасна земля крымская, да только воды в ней мало. Реальность, к сожалению, такова, что своими водными ресурсами полуостров покрывает лишь 10% потребности хозяйства и населения. Реки наши маловодны, источники, хоть и многочисленны, но тоже не покрывают спрос. Тем не менее, вода из большинства наших кранов льется хотя бы раз в день, а многочисленные сельскохозяйственные угодья орошаются в почти необходимом количестве. А возможно, все это благодаря Северо-крымскому каналу, по которому текут днепровские воды из Каховского водохранилища, пущенные в Крым ровно 50 лет назад.


Для Салгирского межрайонного управления водного хозяйства это большой праздник, который они решили отметить с размахом. Вчера журналистов приглашали на встречу с руководителем управления Владимиром Панютиным, а завтра и послезавтра пройдет ряд мероприятий, связанных со строительством и функционированием Северо-крымского канала в г. Армянске.

Нам посчастливилось побывать на вчерашнем мероприятии. Встретил нас сам Владимир Моисеевич и отвел в совершенно замечательный Музей мелиорации. Место это на самом деле потрясающее, несмотря на небольшие размеры. Представьте себе: комнатка, по кругу заставленная стеллажами. На них множество фотографий строителей канала, самого процесса стройки; небольшие истории; диаграммы, таблицы и цифры, дающие наглядную информацию о важности и значимости канала для Крыма. Посреди комнаты стоит стол, на котором аккуратно выложены книги и фотоальбомы, с помощью которых можно перенестись назад, в 60-е, и ощутить масштаб стройки.

Изображение
Экспонаты музея

Дав немного времени полюбоваться музеем, Владимир Панютин произнес небольшую речь, опять-таки, о значимости канала, а затем дал слово ветерану строительства Северо-крымского канала Николаю Карнауху.

«По крымским масштабам стройка была грандиозная: использовалось самое передовое оборудование, приезжали ведущие специалисты со всего СССР, со всех республик ехали на работу, — делится впечатлениями Николай Карнаух, — можете представить, руководители Советского союза присутствовали на церемонии открытии, сам Хрущев перерезал красную ленту!»

Изображение
Николай Карнаух

Ну а после нас вывели на улицу — пройтись по дамбе на реке Салгир, благодаря которой существует Симферопольское водохранилище. Кстати, эта конструкция так и остается самой большой земляной дамбой в Европе — крымский рекорд никем еще не побит.

Сначала нам было немного непонятно, почему в план мероприятия был включен этот объект: Симферопольское водохранилище не имеет прямой связи с каналом. Тем не менее, ответ на этот вопрос был дан сразу: а вы посмотрите на уровень воды (водохранилище заполнено на 8 млн куб. м при вместимости 29) и решите сами, насколько выручает нас днепровская вода, а то цифры-цифрами, а наглядный материал говорит сам за себя.

Изображение
Симферопольское водохранилище

В завершении мероприятия журналистов отвели в огромный туннель под дамбой, сырой и прохладный, ведущий к водозаборному сооружению, распределяющему воду из водохранилища на хозяйственные и городские нужды. Длина его метров сто, ширина — примерно четыре, прорезано все это прямо в скале, которая легла в основу дамбы, а над туннелем — 40 метров глин, используемых при строительстве.

Изображение
Туннель

Честно говоря, вся эта экскурсия выглядела для нас одой человеческой находчивости, изобретательности и смелости. Важность Северо-крымского канала для Крыма трудно недооценить, а умелость строителей не вызывает ничего, кроме гордости и уважения: уже полвека канал исправно поставляет воду в наши краны. Надеемся, что так и будет впредь.

Источник: Сергей Клёнов для газеты «Крымское эхо». Фото Виталия Парубова

_________________

Вы нарушили Правила веб-проекта? Разговор будет коротким.

Вернуться к началу 
  Профиль  
 
 Сообщение #5  Добавлено: 22 окт 2013, 19:04 
Не в сети
Старший модератор
Старший модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 май 2008, 20:35
Сообщения: 207
Темы: 49
Откуда: СССР
Пол: Мужской
В Крыму начались торжества по случаю 50-летия пуска днепровской воды по Северо-Крымскому каналу имени Ленинского комсомола Украины – самой большой рукотворной водной артерии в Европе.

Стройка века


17 ОКТЯБРЯ 1963 года в 11 часов 45 минут в присутствии Первого секретаря ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР Никиты Хрущева на Перекопе была взорвана перемычка. Бурный поток воды устремился по руслу канала. Таким образом Крым, как тогда говорили, породнился с Днепром. В результате засушливые степи северного, центрального, западного и восточного Крыма превратились в край садов и виноградников.

Действительно, строительство Северо-Крымского канала (СКК), длина которого более 400 километров, трудно переоценить. На его долю приходится 85 процентов воды, потребляемой полуостровом. 17 октября нынешнего года по инициативе Крымского рескома КПУ в Хрущевском парке около Турецкого вала в городе Армянске, где полвека назад и была взорвана перемычка, состоялся торжественный митинг с участием ветеранов-строителей СКК.
На сегодняшний день в Крыму проживают несколько десятков непосредственных участников пуска днепровской воды по Северо-Крымскому каналу. Георгий Капшук – один из них. В 1966-1968 годах он был секретарем парткома СМУ «Крымканалстрой». С 1968-го по 1981 год – вторым, а затем первым секретарем Красноперекопского горкома партии.


С 1982 по 1991 год Георгий Иванович, будучи секретарем Крымского обкома партии, курировал агропромышленный комплекс. Он не понаслышке знает, что представлял собой этот регион  полуострова в «доканальную» эпоху и как он преобразился после прихода днепровской воды.

– В результате строительства канала и оросительных систем в Крыму была создана новая отрасль – орошаемое земледелие, – говорит Георгий Капшук. – Это позволило в период с 1964 по 1990 год увеличить производство сельскохозяйственной продукции на полуострове в 4,8 раза (!). Причем с орошаемых земель, занимающих всего 20 процентов общей площади сельхозугодий, хозяйства получали свыше 60 процентов всей валовой продукции растениеводства и животноводства Крыма. На начало девяностых годов площадь орошаемых земель достигла 401,5 тысячи гектаров. Оросительные каналы и трубопроводы протянулись в общей сложности на 11 тысяч километров, было построено 90 тысяч гидротехнических со­оружений и 675 насосных станций. На полях работало более пяти тысяч дождевальных машин. В 1990 году производство зерна и мяса, фруктов, овощей по сравнению с 1963 годом (до прихода днепровской воды в Крым) увеличилось в два-пять раз. Рост в 3,3 раза производства кормов позволил значительно увеличить поголовье крупного рогатого скота и свиней. Благодаря орошаемому земледелию в 1988-1990 годах Крым производил в общегосударственном объеме 38 процентов винограда, более 15 процентов плодов и ягод, шесть процентов овощей.

А сами что построили?


НО СЕГОДНЯ, к сожалению, в связи с полувековым юбилеем прихода днепровской воды в Крым приходится говорить о грустном. В своем выступлении на митинге член фракции коммунистов ВР Украины, второй секретарь Крымского рескома КПУ Сергей Топалов сообщил о том, что инициатива коммунистов о праздновании юбилея на государственном уровне не была поддержана парламентским большинством.

– У представителей так называемой оппозиции, – констатировал Сергей Валерьевич, – у так называемых «державников» и «патриотов» повернулся язык назвать Северо-Крымский канал, превративший Дикое поле в процветающие регионы нынешнего юга Украины, канализацией.

В результате юбилейные торжества были запланированы лишь на региональном, крымском, уровне. А жаль. Возможно, привлечение внимания широкой общественности к проблемам, накопившимся у СКК за годы независимости Украины, помогло бы как-то подступиться к их решению.

По словам Георгия Капшука, после развала Союза орошаемому земледелию Крыма был нанесен такой удар, что восстановить отрасль в обозримом будущем вряд ли удастся. Практически полностью уничтожена лотковая система, на которую в свое время потратили громадные средства. Монтируется она из железобетонных секций, которые теперь невозможно заменить или восстановить, потому что производивших их заводов в Джанкое и Красноперекопске уже нет. Разворовано и сдано в металлолом более 400 километров труб межхозяйственных оросительных систем, разворованы насосные станции. В результате площадь орошаемых земель сократилась на полу­острове более чем в три раза.

– Я считаю, что если государство не повернется лицом к проблемам мелиорации и орошения, Крым ждет катастрофа, – говорит Георгий Капшук. – Дело в том, что орошение производилось на солонцах и солончаках, и после того как оно прекратилось, началось вторичное засоление земель верховыми водами. В результате сотни тысяч гектаров могут стать полностью непригодными для ведения сельского хозяйства.

Однако не хотелось бы заканчивать рассказ о юбилее на грустной ноте. После митинга в Армянске собравшиеся отправились в Красноперекопск для возложения цветов и венков к мемориальному комплексу «Три штурма Перекопа». Именно «третьим штурмом» называют строительство Северо-Крымского канала. На венке, возложенном членами КПУ, была надпись: «Ушедшим из жизни строителям Северо-Крымского канала от благодарных коммунистов Крыма». После этого во дворце культуры Красноперекопска состоялось торжественное собрание и праздничный концерт.

Источник: Дмитрий Волокитин для издания «Рабочая газета»

_________________

Вы нарушили Правила веб-проекта? Разговор будет коротким.

Вернуться к началу 
  Профиль  
 
 Сообщение #6  Добавлено: 27 окт 2013, 01:11 
Не в сети
Старший модератор
Старший модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 май 2008, 20:35
Сообщения: 207
Темы: 49
Откуда: СССР
Пол: Мужской
На прошлой неделе в Крыму торжественно отметили 50-летие со дня первого пуска воды в Крым по Северо-Крымскому каналу.

В Армянске, где воды Днепра пересекли границы Крыма, как и 50 лет назад, состоялся митинг ветеранов строительства канала и работников мелиорации. Сейчас там установлен памятный знак, заложенный тогда парк назван Хрущевским. Ветераны возложили цветы к памятнику «Три штурма Перекопа», состоялась встреча руководства Совмина Крыма со строителями канала, торжественное собрание коллектива гидростроителей и работников всего водохозяйственного комплекса Крыма. Многие ветераны и лучшие работники отрасли водопользования получили памятные награды и ценные подарки. Сегодня коренные крымчане говорят, что всю историю Крыма нужно поделить на два качественно разных периода — до прихода на полуостров большой днепровской воды и новый период жизни благодаря Северо-Крымскому каналу…


Из нашей истории строки…


Идею строительства канала подал в 1833 году основатель Никитского ботанического сада Христиан Стевен. В тот год как раз случилась небывалая засуха, повлекшая голод и массовую гибель животных и людей. В 1864 году в Крым из столицы прибыла специальная экспедиция под руководством профессора Козловского, которая за 4 года собрала материал для составления проекта. В 1875 г. он издал результаты своих исследований в нескольких томах, но, ознакомившись с проектом, царь Александр II бросил его в камин со словами: «Этого не будет никогда!»

Реально же собрались строить канал уже в 1916 году, но революция и Гражданская война сорвали планы. Хотя идея не могла умереть, так как тогдашний степной Крым без воды был практически непригодным для жизни. По данным экспедиции Козловского, из 926 селений пресная вода была только в 155. 419 сел вообще не были обеспечены водой, в 57 люди пользовались соленой водой из ям и мелких колодцев, которые летом высыхали. В колодезях 207 сел вода была горькой и соленой. А летом в суховеи над степью господствовали пыльные бури, сносившие тысячи тонн чернозема и застилавшие небо.

Прокладка канала из Каховки в Крым началась в 1950 году, когда постановлением Совета министров СССР этому проекту было отдан приоритет по сравнению с двумя другими, просто фантастическими, — переброска воды трубами по дну Керченского пролива из Кубани и опреснение Азовского моря. Первый пуск воды состоялся в мае 1958 года, но самым главным этапом был ее приход в Крым.

«В тот день, 17 октября 1963 года, — рассказывают ветераны, — масса народа стояла на этом месте. Все ожидали, приедет ли Хрущев, который отдыхал на Южном берегу, ведь открытие канала уже несколько раз переносилось из-за его занятости. Но вот Хрущев приехал, а вместе с ним Шелест, киевское и крымское начальство. Хрущев был веселым и жизнерадостным. Когда они с Шелестом перерезали ленточку, по телефону дали команду взорвать перемычку. Прогремел взрыв, поднялось высокое облако дыма и пыли. Было видно, как поток бурой воды становится все шире, и вода устремилась на юг. Все зааплодировали, закричали «ура!» Не выдержав, многие бросились прямо в воду, стояли в ней по колено, умывались, мыли руки, а Хрущев смотрел на всех сверху, с трибуны, смеялся и что-то весело рассказывал Шелесту и другим начальникам, стоявшим возле него…»

Так в 1963 году днепровская вода была подана в Красноперекопск, в 1965-м в Джанкой, в 1971 году в Керчь. СКК строили свыше 10 тысяч человек при помощи более 2 тысяч землеройных машин. Глубина канала доходит до 7 м, ширина превышает 100 м. До Джанкоя вода подается вниз самотеком, а после него поднимается вверх четырьмя насосными станциями на 82 м выше начального уровня. Канал отбирает из Днепра 294 кубометра воды каждую секунду, заполняет 11 из 23 водохранилищ общим объемом более 200 млн. кубометров. За время эксплуатации канала по нему подано в Крым 130 млрд. кубометров воды, что составляет половину объема Азовского моря. После сдачи третьей очереди длина канала составила свыше 400 км, длина разводящих сетей превышает 11 тыс. км. Северо-Крымский — самый длинный искусственный канал в Европе и третий по длине в мире. Длиннее его Великий Китайский канал длиной 1782 км, который китайцы строили почти 2 тыс. лет, и Каракумский канал в Туркмении, разводящий воды Амударьи до предгорий Копетдага, длиной 1445 км.

В ожидании реконструкции


Сегодня канал поставляет в Крым 85% всей используемой на полуострове пресной воды. В засушливые годы его доля доходит до 90%. К концу 80-х годов площадь орошаемых земель в Крыму достигла 400 тыс. га. В период с 1964 по 1990 год производство сельскохозяйственной продукции увеличилось в 4,8 раза, с орошаемых земель, занимающих пятую часть пашни, собирали две трети продукции растениеводства. Затраты на строительство канала окупились за 2 — 3 года. Если в хозяйствах собирали урожай пшеницы по 10 — 12 ц, то на поливных землях стали получать до 90 ц. Благодаря росту производства кормовых культур животноводство выросло в 2 — 5 раз, в зависимости от вида. В Крыму была создана отрасль рисоводства, площади под этой культурой составили несколько тысяч гектаров, урожайность его достигла 100 ц/га, за счет крымского риса потребности Украины удовлетворялись на 90%.

Вместе с тем канал, построенный под технологии ХХ века, сейчас уже не отвечает потребностям водопользователей. Кабмин Украины разработал дорогостоящую программу реконструкции канала, которая должна привести его параметры к уровню ХХІ века. Наряду с огромной пользой канал принес большие проблемы — его русло прокладывалось иногда в большой спешке, не бетонировалось, и по уровню расточительности каналу нет равных. Имея огромное открытое зеркало водной поверхности, канал на жаре испаряет в воздух от 2 до 5% уже закачанной и оплаченной воды. Еще столько же ее фильтруется в грунт — из-за этого грунтовая соль поднимается к поверхности и происходит засоление почвы. Чтобы избежать этого горя, строителям пришлось по всей длине канала и его разводящих сетей проложить дренажную систему общей длиной 14 тыс. км, которая по стоимости почти равна самому каналу. Сегодня ее нужно поддерживать в работоспособном состоянии, а с другой стороны, приходится достраивать канал, уменьшая фильтрацию.

Кризис в аграрном секторе, вызванный сменой собственности на землю и расформированием колхозов и совхозов, тяжело отразился на работе канала. Общая площадь орошения в середине 90-х упала на две трети и сейчас с трудом восстанавливается до прежнего уровня. В ХХІ веке мелиораторы Крыма осваивают новые технологии орошения — вместо дождевалок ДДА-100, выливавших на поля тонны ненужной, но дешевой тогда воды, в хозяйствах применяется капельное орошение, которое эффективно использует уже дорогую воду. Но при этом потребность в ней снизилась в десятки раз, и теперь по каналу не нужно поднимать вверх миллиард кубометров воды, расходуя дорогую электроэнергию, повышающую стоимость орошения. Реконструкция насосных станций, поднимающих воду вверх, должна оптимизировать затраты электроэнергии, снизить стоимость перекачки воды, а в конечном счете себестоимость орошения. Особая статья реконструкции — оптимизация управления работой канала. Если раньше канал подавал воду в Крым по принципу «чем больше, тем лучше», то сейчас должен господствовать принцип «подавать воды столько, сколько нужно всем отраслям хозяйства», и не более. Потенциал канала нужно привести в соответствие с новыми технологиями орошения и водопользования и реальными потребностями, но нет сомнения, что канал и вода Днепра будут верой и правдой служить крымчанам столько, сколько будет существовать и сам Крым…

Источник: Николай Бобровица для газеты «Первая крымская»

_________________

Вы нарушили Правила веб-проекта? Разговор будет коротким.

Вернуться к началу 
  Профиль  
 
 Сообщение #7  Добавлено: 15 авг 2016, 17:00 
 
Не в сети
Участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 май 2016, 16:10
Сообщения: 13
Темы: 1
Откуда: Армянск
Пол: Мужской
Видел я этот канал - некоторые участки в запущенном состоянии, к сожалению.

Вернуться к началу 
  Профиль  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 

Сейчас этот форум просматривают: Армянск.Инфо, Отдел рекламы и гости: 5



 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения


Сейчас на конференции онлайн 7 посетителей, из них зарегистрированных: 2, скрытых: 0 и гостей: 5
16+